Лучшие практики централизации бухгалтерского учёта

Централизация бюджетного (бухгалтерского) учёта на региональном и муниципальном уровнях сегодня – сложившийся инструмент повышения эффективности управления общественными финансами. Централизованные бухгалтерии позволяют добиться прозрачности финансово-хозяйственной деятельности и движения финансовых потоков учреждений, снижения расходов на непрофильные процессы и повышения финансовой дисциплины. Централизация бюджетного учёта отмечена Министерством финансов Российской Федерации в составе методических рекомендаций по оптимизации расходов бюджетов субъектов Российской Федерации.

ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО

Проекты централизации зачастую ставят своей целью, в первую очередь, снижение прямых расходов и издержек на ведение учёта, однако наибольший вклад в эффективность приносит создание единого информационного пространства для всех участников учетных процессов. Единая методология учёта позволяет сократить количество ошибок в учёте, добиться прозрачной отчетности, оперативно реагировать на изменения в законодательстве – обеспечить качественно новый уровень учётных процессов.

Одна из самых успешных практик централизации бюджетного учёта в – Московской области. В 2014 году Правительство региона поставило задачу: до 2019 года в целях оптимизации сети государственных и муниципальных учреждений обеспечить переход на централизованные технологии учёта около 1000 учреждений и более 5000 пользователей.

Централизованная система была размещена на ресурсах ЦОДа Правительства Московской области. В 2016 году она получила статус ГИС «Централизованная система ведения бухгалтерского учёта Московской области» (ЕИСБУ). С 2015 по 2017 годы к системе поэтапно подключено 316 учреждений здравоохранения и 127 учреждений образования,  культуры, физической культуры и спорта региона. В 2017 году система по принципу «программное обеспечение как услуга» начала передаваться на муниципальный уровень для построения самостоятельных центров бюджетного учёта.

В начале 2017 года функции по ведению бюджетного учёта и формированию бюджетной отчетности учреждений начали поэтапно передаваться в ГКУ Московской области «Централизованная бухгалтерия Московской области». В данный момент на территории Московской области действует 15 управлений (филиалов) централизованной бухгалтерии, объединивших несколько муниципальных районов и городских округов региона.

Масштабирование практики централизованного бюджетного учёта позволило добиться значительной экономии бюджетных средств и обеспечить максимальную прозрачность учётных процессов.

Масштабный проект централизации учётных функций и построению единой информационной системы учёта и отчётности реализуется с 2015 года в Вологодской области. Площадкой для централизации учётных функций органов государственной власти и казённых учреждений стало ГКУ «Областное казначейство». В его структуре был создан Центр бухгалтерского учёта. 

К началу 2018 года централизован учёт 30 органов исполнительной власти, 38 казённых учреждений, 203 организаций государственного сектора области. Централизация функций бюджетных и автономных учреждений осуществлялась на базе 5 отраслевых центров бухгалтерского учёта.

В 2018 году централизованы бюджетный учёт и отчётность в органах местного самоуправления и муниципальных учреждениях.

К началу 2019 года по итогам передачи функций правительства и 69 бюджетных и автономных учреждений области, финансирование которых осуществляется за счёт ФОМС, централизация учёта в государственном секторе завершилась.

Ежегодный бюджетный эффект от централизации бухгалтерского учёта составляет более 300 млн. рублей.

Практика централизации бюджетного учёта и отчётности в органах исполнительной власти области и государственных учреждениях Ярославской области сегодня одна из передовых в стране. Проект стартовал в середине 2016 года. Тогда было создано ГУ Ярославской области «Центр бухгалтерского учёта», начался поэтапный перевод учреждений на централизованное обслуживание. Аппаратные мощности для развертывания централизованной системы были предоставлены ГБУ Ярославской области «Электронный регион».

В 2017 году в Центр бухгалтерского учёта принято 28 органов исполнительной власти и 64 подведомственных учреждения, относящихся к ключевым отраслям экономики области.  Экономический эффект от централизации составил более 20 млн. рублей.

В настоящее время в регионе ведется активная работа по подключению к централизованной системе учреждений, находящихся на самостоятельном бухгалтерском обслуживании.  

До конца 2023 года планируется централизовать весь объем региональных учреждений и начать перенос накопленного регионального опыта централизации на муниципальный уровень.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ УЧЁТА  

Главным подтверждением высокой эффективности концепции централизации бюджетного учёта служат сотни реализованных проектов по созданию региональных и муниципальных централизованных бухгалтерий и центров компетенций. Эти структуры обеспечивают оптимизацию использования финансовых, кадровых и информационно-телекоммуникационных ресурсов региона путем внедрения единых централизованных механизмов методологического, информационного, технологического обеспечения ведения бухгалтерского учёта и формирования отчётности для всех участников бюджетного процесса.

На нашем сайте представлены лучшие практики региональных, муниципальных и отраслевых проектов централизации бюджетного учёта. Информационные системы централизации бюджетного учёта и отчётности ряда регионов построены на основе АС «Смета».