Экономическая ситуация в Мурманской области: экспресс-анализ открытых данных
В настоящее время большинство данных о финансовой и социально-экономической ситуации в России и регионах находятся в открытом доступе. Речь идет о так называемых «открытых данных» — информации от органов государственной власти и местного самоуправления, публикуемой в машиночитаемом формате. Таким образом, любой желающий может узнать о приоритетах бюджетного финансирования, государственных закупках, ситуации на рынке труда и прочих показателях экономического развития как Мурманской области, так и других территорий, практически не затрачивая усилий.
Так, основная статья расходов консолидированного бюджета Мурманской области – образование: в 2016 году на это выделено 11,1 миллиардов рублей. По 6,5 и 5,6 миллиардов рублей соответственно выделено на здравоохранение и социальную политику: такое распределение денежных средств региона позволяет назвать мурманский консолидированный бюджет социально ориентированным. Тенденцию социальной направленности можно увидеть и при анализе предоставленных из федерального бюджета субсидий, бюджетных инвестиций учреждениям и юридическим лицам, расположенным на территории Мурманской области, а также межбюджетных трансфертов региона. Наибольший объем субсидий, бюджетных инвестиций и межбюджетных трансфертов направлен для реализации государственных программ по социальной поддержке граждан, развитию образования и развитию атомного энергопромышленного комплекса.
Что же касается бюджетных доходов, то в 2016 году темп роста доходов бюджета Мурманской области, как и России в целом, снизился на 1% к аналогичному периоду прошлого года. При этом темп роста доходов бюджетов Северо-Западного федерального округа по сравнению с 2015 годом вырос на 4%.
В Мурманской области наблюдается небольшой рост по отдельным налогам, таким, как налог на доходы физических лиц, акцизы,упрощенная система налогообложения, единый сельскохозяйственный налог и налог на имущество организаций. Тенденция снижения заметна в отдельных статьях бюджетных доходов, по которым наблюдается рост в субъектах Северо-Западного федерального округа и в целом по Российской Федерации. Например, по сравнению с прошлым годом в Мурманской области серьезно снизилось поступление транспортного налога. При этом в соседних регионах наблюдается аналогичная ситуация, но не столь ярко выраженная.
Объем государственного долга Мурманской области составляет 21,12 млрд. рублей, а долговая нагрузка на региональный бюджет по отношению к годовым бюджетным назначениям без учета безвозмездных поступлений – 46,2%.В сфере госзаказа в летний период большая часть средств расходуется на строительство и ремонт: по данным на конец июня в Мурманской области проводилось 102 тендера на общую сумму 166,44 млн. рублей.
На фоне стагнации индекса промышленного производства и физического объема в России и Северо-Западном федеральном округе в 2014-2015 годах, в Мурманской области был зафиксирован заметный рост. Однако в 2016 году индекс вернулся к прежним значениям.На рынке труда в Мурманской области в целом менее благополучна, чем в стране и федеральном округе: уровень зарегистрированной безработицы составляет 1,8% против 1,4% и 1,1% соответственно. Однако в последнее время фиксируется положительная тенденция.
Источник данных – мобильное приложение для государственного и муниципального управления iMonitoring. Все показатели взяты из открытых данных Минфина, Федерального казначейства, Росстата, а также официального сайта госзакупок zakupki.gov.ru.