Интеграция бухгалтерского и управленческого учета арендных отношений

Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, осуществляя полномочия главного распорядителя доходов бюджета Республики Карелия в части доходов от использования государственного имущества, наряду с бухгалтерским учетом ведет так называемый управленческий учет арендных отношений, рассказывает – ИННА СЕРГЕЕВНА КОЛЫХМАТОВА, заместитель министра имущественных и земельных отношений Республики Карелия.
Четкого понятия управленческого учета арендных отношений законодательство не содержит. Соответственно, нет и жестких требований для такого учета. Вместе с тем данный инструмент позволяет систематизировать, хранить и обрабатывать информацию, выходящую за рамки бухгалтерского учета.
Целью внедрения инструментов управленческого учета является предоставление администратору доходов полноценной и объективной информации, которая может способствовать принятию эффективных управленческих решений.
Основными задачами управленческого учета являются:
– организация грамотного планирования доходов от использования государственного имущества;
– контроль и оптимизация процесса управления имуществом с помощью оперативного получения информации в нужном разрезе;
– возможность оперативного и всестороннего анализа отклонения фактических показателей от плановых.
Грамотная организация управленческого учета не только обеспечивает расчет и обоснование арендной платы, хранение и обработку документации, являющейся неотъемлемой частью договоров аренды, но и позволяет эффективно управлять доходами от использования государственного имущества.
Удобство этого инструмента заключается в том, что администратор самостоятельно определяет набор и структуру вносимой информации и обеспечивает настройку её обработки по внутренним правилам, необходимым для решения конкретной задачи.
Для ведения управленческого учета министерством используется автоматизированная система (АС) «Управление имуществом», разработанная НПО «Криста». Необходимость внедрения данного программного продукта обусловлена тем, что старая система не была интегрирована с используемой нами системой бухгалтерского учета. Это привело к тому, что все чаще стали выявляться случаи расхождения данных бухгалтерского учета с фактическими данными по аренде. Проблема расхождения данных особо остро встала перед нами в свете перехода на новые федеральные стандарты бухгалтерского учета арендных отношений СГС «Аренда».
Бухгалтерский учет Министерства ведётся в ГКУ «Центр бухгалтерского и аналитического сопровождения», которое создано Министерством финансов Республики Карелия для обеспечения функций централизованного бюджетного учета органов исполнительной власти республики. Учет ведется в единой централизованной системе, построенной на базе АС «Смета». Поэтому нами было принято решение о замене старой управленческой системы на программное обеспечение, совместимое с бухгалтерской системой.
Внедрение новой системы для управления имуществом позволило:
– синхронизировать данные по аренде в системах бухгалтерского и управленческого учета в автоматизированном режиме;
– сократить время на наполнение системы бухгалтерского учета сведениями о заключенных договорах и финансовой информацией о состоянии оплаты по договорам;
– сократить ошибки и расхождения однотипных данных в учетных системах;
– повысить точность отражения операций по аренде в бухгалтерском учете и отчетности.
В рамках перехода на СГС «Аренда» нами проведен огромный пласт работы, связанный с проведением инвентаризации объектов имущества, переданных в аренду. По объектам операционной аренды определены оставшиеся сроки использования и суммы обязательств по внесению арендных платежей. Теперь с использованием АС «Управление имуществом» мы можем оперативно получать актуальную картину текущего состояния задолженности, проводить мероприятия, направленные на сокращение недоимки, управлять взаимоотношениями с текущими должниками.
Мы надеемся, что в тесном сотрудничестве с разработчиками используемых нами программных продуктов мы сможем развивать и другие направления учета, не менее полезные и нужные для достижения высоких показателей эффективности нашей работы, а наш опыт найдет свое применение в муниципальной практике управления имуществом.