Повышение эффективности расходов бюджета: опыт регионов

За последнее время в бюджетной системе Российской Федерации произошли значительные изменения. Законодательные новации в области финансового управления, переход на международные стандарты финансовой отчетности в секторе государственного управления, активное использование цифровых технологий определяют новые требования к централизации бухгалтерского учета и отчетности. В условиях необходимости экономии бюджетных расходов создание вертикально-интегрированных аналитических систем бухгалтерского учета и отчетности в регионах становится наиболее актуальной задачей.

Каждый регион подходит к процессу централизации бухгалтерского учета и отчетности со своими опытом создания отраслевых центров учета, методологическими особенностями, организационными и техническими возможностями.

 

ЭФФЕКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ

Региональные информационные системы централизации бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности Московской, Вологодской, Ярославской, Пензенской, Омской, Новосибирской областей, Республики Карелия построены на основе АС «Смета» (разработчик и правообладатель – ООО «НПО «Криста», г. Москва). АС «Смета» – это решение, созданное как сегмент Регионального Электронного бюджета для повышения эффективности использования финансовых, кадровых и информационно-телекоммуникационных ресурсов региона путем использования единых централизованных механизмов методологического, информационного, технологического обеспечения процесса ведения бухгалтерского (бюджетного), управленческого учета и формирования отчетности для всех участников бюджетного процесса региона, а также для государственных и муниципальных учреждений.

АС «Смета» реализована в виде специального решения, использующего современные технологические и прикладные платформы автоматизации финансово-хозяйственной деятельности бюджетной сферы и базирующегося на использовании web-технологий.

 

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ УЧЁТА

Сегодня актуальным направлением централизации бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности является создание региональных центров учета.

Опыт Вологодской области сегодня один из самых передовых в стране. Проект по централизации учетных функций и построению единой информационной системы учета и отчетности реализуется в этом регионе с 2015 года. Для централизации учётных функций органов государственной власти и казённых учреждений создан Центр бухгалтерского учёта. К началу 2018 года централизован учет 30 ОГВ, 38 КУ, 203 организаций государственного сектора области. Централизация функций бюджетных и автономных учреждений осуществлялась на базе 5 отраслевых центров бухгалтерского учета.

По итогам передачи функций Правительства Вологодской области и 69 бюджетных и автономных учреждений области, финансирование которых осуществляется за счет ФОМС, к началу 2019 года реализация проекта в государственном секторе завершится.

На 2018 год перед финансовой системой области поставлена задача по централизации бухгалтерского учета и отчетности в органах местного самоуправления и муниципальных учреждениях.

Ежегодный бюджетный эффект от централизации бухгалтерского учёта составляет более 300 млн. рублей, бюджетный эффект за 3 года более 1 млрд. рублей.  Если на  1 января 2014 года штатная численность бухгалтерских служб органов власти и учреждений Вологодской области составляла 1920 единиц, то в результате централизации учёта и отчётности в 2015–2018 годах она составит 880 единиц.

В Московской области в начале 2017 года началась поэтапная передача функций по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета и формированию бухгалтерской (бюджетной) отчетности учреждений в ГКУ Московской области «Централизованная бухгалтерия Московской области». Было организовано 15 управлений (филиалов), по кустовому принципу объединяющих несколько муниципальных районов и городских округов Московской области. Расчетная штатная численность ЦБ – 1501 человек, что составляет 80% от начальной штатной численности бухгалтеров учреждений и составляет 200 млн. рублей в 2017 году и до 500 млн. рублей ежегодно до 2019 года.

 

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАК СЕРВИС

По пути создания единого сервиса бухгалтерского учёта без централизованной бухгалтерии пошли в Московской области на первом этапе централизации бухгалтерского учёта. Основанием для создания централизованной системы стало то, что в 2014 году Правительством Московской области была поставлена задача до 2019 года обеспечить переход на централизованные технологии бухгалтерского учета около 1000 учреждений и свыше 5000 пользователей в целях оптимизации сети государственных и муниципальных учреждений.

Централизованная система была размещена на ресурсах ЦОДа Правительства Московской области. В 2016 году она получила статус ГИС «Централизованная система ведения бухгалтерского учета Московской области» (ЕИСБУ). Государственные учреждения к ЕИСБУ стали подключаться поэтапно: в 2015 году было подключено 316 учреждений здравоохранения, в 2016– 2017 годах – 127 учреждений образования, культуры и спорта Московской области.

В 2017 году ЕИСБУ по принципу «программное обеспечение как услуга» начала передаваться на муниципальный уровень для построения отдельных самостоятельных центров бухгалтерского (бюджетного) учета.

В Московской области планируется дальнейшее развитие ЕИСБУ: подключение отрасли социальной защиты; перевод кадрового и бухгалтерского учета ЦИОГВ в систему; ее интеграция с ведомственными ИС; создание пула аналитической отчетности для руководителей учреждений и органов власти.

 

АВТОМАТИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

В ряде регионов страны централизация бухгалтерского учёта началась с органов государственной власти. Так, в Ярославской области централизация бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности в органах исполнительной власти области и государственных учреждениях началась в середине 2016 года Тогда было создано Государственное учреждение Ярославской области «Центр бухгалтерского учета», начался поэтапный перевод учреждений на централизованное обслуживание. Аппаратные мощности для развертывания централизованной системы были предоставлены ГБУ Ярославской области «Электронный регион». До конца 2017 года в ЦБ было принято 28 ОИВ и 64 подведомственных учреждения, относящихся к ключевым отраслям экономики области.  Экономический эффект в 2017 году составил более 20 млн. рублей за счет оптимизации затрат на консультационную и техническую поддержку разрозненного программного обеспечения и сокращения штатных единиц специалистов бухгалтерских служб.

В настоящее время в регионе ведется активная работа по подключению к централизованной системе учреждений, находящихся на самостоятельном бухгалтерском обслуживании. Это позволит централизовать аналитические данные бухгалтерского учета для получения в дальнейшем сводной аналитической отчетности по всем участникам бюджетного процесса и государственным учреждениям. До конца 2023 года в Ярославской области планируется централизовать весь объем региональных учреждений и начать перенос накопленного регионального опыта централизации на муниципальный уровень.

В Омской области создание централизованной системы бухгалтерского учета и отчетности началось во второй половине 2016 года. Основной целью руководства региона стало повышение качества учетных функций, прежде всего, в органах исполнительной власти области и подведомственных им казенных учреждениях – было создано КУ «Областной центр учета и казначейства».

К началу 2019 года процесс централизации органов власти должен быть завершён. Экономический эффект от реализации проекта по централизации состоит из экономии фонда оплаты труда за счет сокращения численности бухгалтерский служб (с 322 штатных единиц в начале 2016 года до 276 штатных единиц к началу 2019 года) и расходов на их содержание по итогам 3 лет составит более 73,8 млн. рублей.

В Новосибирской области централизация бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности шла в 2 этапа. Сначала с 1 января 2017 года в Министерстве финансов и налоговой политики Новосибирской области создана единая централизованная система бюджетного учета и отчетности в государственных органах. В неё включены само министерство финансов, подведомственные ему территориальные органы и ГКУ «Региональный информационный центр». В итоге затраты на консультационную и техническую поддержку программного обеспечения оптимизированы примерно на 25%.

На втором этапе централизации учетных функций создана централизованная бухгалтерия на базе ГКУ «Региональный информационный центр», которой с 1 июня 2017 года переданы полномочия по ведению учета и формированию отчетности как МФиНП, так и 30-ти территориальных органов. В результате сроки формирования бухгалтерской отчетности сократились на 20%. Реализация этого проекта позволила руководству Новосибирской области решить проблему удаленности территориальных органов, связать их с централизованной бухгалтерией юридически значимым электронным документооборотом, а также унифицировать учетные процедуры на базе единой методологии.

Министерство финансов Республики Карелия начало прорабатывать вопросы, связанные с централизацией бюджетного учета органов исполнительной власти, в начале 2016 года. Было создано подведомственное ГКУ «Центр бухгалтерского и аналитического сопровождения». Штатная численность персонала центра была сформирована за счет передачи численности от соответствующих органов исполнительной власти.

Численность работников, осуществляющих функции бухгалтерского учета и отчетности и организации закупок в органах исполнительной власти и в госучреждениях в целом по республике составляла порядка 726 единиц, расходы на оплату труда и обслуживание информационных систем составляли 241 млн. рублей в год. По итогам централизации указанных функций численность таких специалистов планировалось сократить до 654 единиц.  В результате бюджетный эффект от централизации составил около 5 млн. рублей.

Централизация потребовала создания единой информационной системы бухгалтерского и финансового учета и отчетности, в перспективе доступной и для муниципалитетов. В настоящее время система размещена на аппаратных мощностях Министерства финансов Республики Карелия, интегрирована с ПК исполнения бюджета «Web-Исполнение». Кадровый учет осуществляется в органах исполнительной власти путем удаленного подключения к системе. Работа по передаче функций органов исполнительной власти по ведению бухгалтерского учета продолжается.

 

ОТРАСЛЕВАЯ БУХГАЛТЕРИЯ

Опыт централизации бухгалтерского учета путём создания отраслевой бухгалтерии в Пензенской области сегодня является показательным. Работать в этом направлении там начали в 2011 году. В качество ключевой отрасли было избрано здравоохранение. Тогда было создано ГБУ «Центр бухгалтерского обслуживания Пензенской области». С 2015 года оно реорганизовано путем присоединения к ГБУЗ ПО «Пензенский областной медицинский информационно-аналитический центр». В 2015 году централизация завершена в части бухгалтерского учета, в 2016 году – в части заработной платы.

В ЦБО работают 47 бюджетных учреждений здравоохранения: 11 учреждений на непосредственном  обслуживании ЦБО (функциональная централизация), а 36 (работают в системе ОМС) самостоятельно ведут бухгалтерский учет в Единой централизованной системе бухгалтерского учета ЦБО через защищенный канал связи (технологическая централизация).

В результате централизации в медицинских учреждениях Пензенской области, во-первых, оптимизирована численность сотрудников бухгалтерских служб и получена реальная экономия ФОТ: за 3 года сокращение более чем на 60 ставок привело к экономии почти 20 млн. рублей в год. Это позволило увеличить объемы финансирования медицинских учреждений, снизить нагрузку на региональный бюджет. Во-вторых, значительно повысилось качество ведения бухгалтерского учета и составления отчетности (отчетность принимает ЦБ у всех учреждений). В-третьих, достигнуты значительные успехи в оптимизации затрат на ПО и сопровождение разрозненных программных продуктов. За счет этого был оптимизирован парк ПК ЦБО.  К настоящему времени выработана система информативных показателей для мониторинга деятельности учреждений и обеспечен повсеместный доступ к ним руководителей учреждений и Министерства здравоохранения Пензенской области. Положительный опыт Пензенской области успешно перенимается другими регионами страны.

 

СОВМЕЩЕНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ БУХГАЛТЕРИЙ С РЕГИОНАЛЬНЫМИ КАЗНАЧЕЙСТВАМИ

Ряд регионов страны в качестве ведущего способа централизации  бюджетного (бухгалтерского) учета избирает объединение функций региональных казначейств с централизованными бухгалтериями.

В Вологодской области площадкой для централизации учетных функций органов государственной власти и казенных учреждений стало ГКУ «Областное казначейство». В структуре учреждения создано структурное подразделение – Центр бухгалтерского учета.  Сегодня в нем работают более 80 высококвалифицированных специалистов, при этом производительность труда увеличилась в 2 раза.

В Омской области основной целью руководства региона стало повышение качества учетных функций, прежде всего, в органах исполнительной власти области и подведомственных им казенных учреждениях. Поэтому было создано КУ «Областной центр учета и казначейства», которому в конце 2016 года на бухгалтерское обслуживание было отдано 3 пилотных ОИВ, в 2017 году – 10 ОИВ и 2 казенных учреждения, в 2018 году – еще 10 ОИВ и 3 казенных учреждения. К 1 января 2019 года в Омской области планируется завершить этап централизации органов власти и обслуживать всего 26 ОИВ и 68 подведомственных казенных учреждений. В итоге будет создано единое пространство по ведению учёта, повышено его качество и получен экономический эффект.

Приведённые данные по регионам показывают, что разные схемы централизации бухучёта позволяют сегодня каждому региону найти свой путь в решении задачи сокращения бюджетных расходов, повышения их эффективности и добиться значительных результатов.

Более подробно информация о централизации бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности в регионах РФ представлена в буклете, подготовленном НПО «Криста» для семинара «на тему «Экономическая эффективность централизации бухгалтерского учета», прошедшего 5–6 апреля в Москве. Посмотреть буклет можно здесь:

Буклет «Централизация — Повышение эффективности расходов бюджета»