Сергей Максимишин: «Люди должны открыться»

В НПО «Криста» начался четырёхдневный мастер-класс Сергея Масимишина – российского фотографа с мировым именем. Первая его встреча с фотолюбителями состоялась 2 апреля и прошла в формате открытой лекции. Сергей Максимишин рассказал о своём пути в фотографии, поделился её пониманием, показал свои наиболее интересные фотоистории. Послушать мастера и пообщаться с ним приехали не только рыбинцы, но и фотолюбители из других городов.

Говоря о себе, Сергей Максимишин, отметил, что он, прежде всего, собиратель и рассказчик историй. Это действительно так: его русский язык, хотя, по его словам, родной для него – украинский, богат, выразителен; речь образна, динамична и эмоциональна; высказывания содержательны и остроумны, легки для восприятия. Поэтому самопрезентация мастера стала для слушателей одной большой увлекательной историей, которую хотелось слушать и слушать. Два часа пролетели, как одно мгновение.

Выступление Сергея Максимишана сопровождалось  показом фотографий, каждая из которых содержит в себе целый рассказ, а некоторые по глубине и символической наполненности близки притчам. При этом серии фотоснимков – из Афганистана, Ирака, Монголии, Индии, Норильска и Ульяновска, из питерского Мариинского театра – в совокупности представляют собой не просто репортажи для ведущих изданий России и мира, в числе которых, например, «Русский репортёр», «Time» или «Newsweek», а своего рода фильмы или книги, представленные в последовательности снимков. Каждый из них самодостаточен. При этом в совокупности они являют собой сугубо  авторское видение конкретного места и определённого времени через лица и быт живущих там людей.

Такова, например, история девочки-балерины, живущей в Улан-Баторе в самой настоящей юрте – почти такой же, в каких жили столетиями её предки. Сквозь призму этой сугубо частной истории сегодняшняя монгольская реальность предстаёт в неожиданном и даже парадоксальном свете. Оригинальность взгляда Сергея Максимишина, непривычность ракурса его видения привлекли внимание кинематографистов – о монгольской начинающей балерине уже сняли 3 документальных фильма режиссёры разных стран.

Способность Сергея Максимишина услышать другого человека, понять его даёт фотографу дополнительную оптику для осмысления  жизни.

Умение найти общий язык с другим человеком, доказать ему, что ты хороший, посмотреть на себя чужими глазами – это показатель профпригодности фотографа, – считает Сергей Максимишин. – Люди должны открыться, тогда снимок получится. Поэтому время, терпение, общение – главное в нашей работе.

Фотоистории Сергея Максимишина различны по настроению. Так рассказ о Яше и Маше – людях с синдромом Дауна, живущих в петербургском психоневрологическом интернате, – полон нежности, лиризма и какой-то щемящей грусти. Фотоистории о Ленине (сделана по заданию «Русского репортёра») и Сталине (снята по заданию «Stern») рефлексивны, ироничны вплоть до сарказма и по-своему драматичны. Очевидно, что фиксируя реальность, как говорит фотограф, «ловя мир в прямоугольник размером два к трём», он осмысляет его и, как итог, «рисует свою реальность». При этом важно отметить то, что Сергей Максимишин принципиально против любого вмешательства в изображаемую среду.

Я стараюсь не вмешиваться в мир: это мне не интересно, – говорит фотограф. – На мой взгляд, фотография ценна настолько, насколько она ценна для истории. Поэтому между мной и фотохудожником разница такая же, как между публицистом и писателем.

Несмотря на то, что Сергей Максимишин, по собственному признанию, не занимается фотоискусством, его фотографии соответствуют законам изобразительного искусства: например, в них идеально выдержаны требования композиции и палитры.

Мастерством Максимишин владеет виртуозно. Свои знания он охотно передаёт многочисленным ученикам из разных стран. Его мастер-классы проходят по всему свету. Недавние, к примеру, были в Японии, на Кубе и в Эфиопии. Поэтому то, что Сергей Максимишин согласился провести мастер-класс в Рыбинске, – просто сказочный подарок для местных фотографов.

Работа началась. Занятия будут идти до 5 апреля, с 19 до 23 часов.

Это слайд-шоу требует JavaScript.