Экономия в масштабах муниципалитета

http://www.ogirk.ru/news/2014-10-24/47527.html

Тратить средства рационально – одна из задач, стоящих сегодня перед муниципальными образованиями региона. В условиях, когда заработать практически не на чем, а доходы бюджета формируются за счет областного бюджета, разумная экономия – лучший способ обеспечить себя средствами не только на текущие нужды, но и на развитие.

Администрация Иркутского района, например, нашла способ экономить до 25–30 млн рублей в год и готова делиться полученным опытом со всеми желающими.

Финансирование не по потребностям

– Собственные доходы нашего бюджета формируются в основном за счет поступлений налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и областной дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности районов, – рассказал председатель комитета по финансам Иркутского района Георгий Зоткин. – В сумме это около 400 млн рублей в год. За счет этих средств удается лишь обеспечивать уровень выживаемости. Речь идет о таких насущных вещах, как коммунальные услуги или подвоз учащихся до школ. Таким образом, за счет имеющихся доходов мы можем поддерживать систему жизнеобеспечения, справляться с чрезвычайными ситуациями. А ведь надо еще и как-то развиваться, добиваться позитивных изменений в тех сферах, за которые мы отвечаем. Прежде всего, конечно, в образовании.

Досадно, что действующее бюджетное законодательство не позволяет муниципальным районам аккумулировать доходы, связанные с их непосредственной деятельностью. В этом плане поселения оказались в лучшем положении – на их счета в полном объеме зачисляется как земельный налог, так и налог на имущество физических лиц. Хочешь дороги на эти средства делай, хочешь – уличное освещение. У района же одна надежда – на НДФЛ, да и здесь не все гладко.

– По сути нас можно назвать спальным районом города Иркутска. Большая часть экономически активного населения работает в областном центре, это и статистика официальная подтверждает, – отмечает Георгий Зоткин. – Получается, что услуги, связанные с образованием и культурой – а именно эти две сферы входят в зону ответственности района, – люди хотят получать там, где живут: школу, детский сад и клуб всем хочется видеть около дома или в шаговой доступности. Вместе с тем налоги уходят в Иркутск, по месту регистрации фирм и компаний, в которых наши жители трудятся. Кстати, аналогичные абсурдные отношения уже давно установились между Москвой и Московской областью, и проблему там решить не могут до сих пор. У нас же подобная ситуация привела к тому, что население ежегодно увеличивается почти на 10 тыс. человек (итого – более 100 тыс. на сегодняшний день. – Авт.). Параллельно возрастает и потребность в муниципальных услугах, а доходных источников не прибавляется. Проще говоря, нам не на что удовлетворять все возрастающие потребности людей.

Взять, к примеру, материально-техническое состояние образовательных учреждений. Мягко говоря, несколько лет назад оно оставляло желать лучшего. Где-то неполадки с отоплением, где-то крыши дырявые, где-то пожарной сигнализации нет. Чтобы привести все в порядок, не хватит даже возможностей областного бюджета: на ремонт Ревякинской школы было выделено более 44 млн рублей из региональной казны, на капитальный ремонт Марковской школы необходимо 114 млн рублей… А всего в районе порядка 70 образовательных учреждений. При этом ежегодно появляются все новые и новые требования в плане оборудования школ, а это дополнительные затраты.

«Умная» бухгалтерия

Понятно, что болевых точек в любой территории предостаточно, значит, дорога каждая копейка. Можно, конечно, рассчитывать на щедрость областного бюджета (чем больше население муниципалитета, тем выше размер дотаций и субвенций), а можно и самостоятельно изыскивать финансовые ресурсы. О том, как это удается Иркутскому району, рассказал заместитель мэра по экономике и финансам Игорь Жук:

– Одним из важных мероприятий по оптимизации расходов стало создание в районе централизованной бухгалтерии, которая кроме собственно учета занимается договорной работой и закупками для всех образовательных учреждений. Мы получили колоссальную экономию на персонале: вместо армии из 200 сотрудников – всего 48 по штатному расписанию.

Конечно, на внедрение «умной» системы пришлось потратить немало времени и сил. Принципиальное решение районные власти приняли примерно два года назад, изучили опыт Зиминского, Черемховского районов, города Усть-Илимска, где уже были автоматизированные ЦБ, затем сформулировали техническое задание и на его основе провели открытый конкурс на поставку, внедрение и сопровождение автоматизированной системы для централизованной бухгалтерии. Лучшие условия предложила компания «Криста-Иркутск», именно с ней и был заключен муниципальный контракт. Обширный опыт автоматизации централизованных бухгалтерий, накопленный ею, позволил внедрить систему без сбоев. Поначалу персонал пытался противостоять изменениям, люди боялись, не хотели перемен. Немало сложностей возникло и с технической составляющей.

– Процесс в целом проходил с набиванием шишек, – признался Георгий Зоткин. – Первым делом предстояло решить, где разместить полсотни специалистов. Поскольку подходящего здания в муниципальной собственности не оказалось, пришлось арендовать помещение. Вторым серьезным испытанием стало информационное обеспечение работы. Несмотря на то что на дворе XXI век, с некоторыми поселениями, в частности, с Голоустненским муниципальным образованием, мы до сих пор не можем установить бесперебойную связь. Поэтому два-три раза в неделю руководители учебных заведений приезжают в Иркутск, где размещается наша централизованная бухгалтерия, и подписывают необходимые бумаги.

Эффективных – награждать

Принципы эффективного управления ресурсами муниципалитета – финансами и людьми – прочно вошли в повседневную жизнь администрации Иркутского района. Это позволило снять целый блок проблем: автоматизировать сложные финансовые процессы, упорядочить бумажную отчетность, собрать в одном месте все аналитические данные и так далее. В итоге – при единовременных расходах на создание централизованной бухгалтерии около 3 млн рублей ежегодная экономия составила порядка 25–30 млн рублей.

– Такой путь развития нам кажется очевидным и единственно возможным, – говорит Георгий Зоткин. – Особенно в связи с предстоящими изменениями принципов финансирования муниципальных образований, которые готовит министерство образования Иркутской области. Если сегодня средства на зарплату всех работников сферы образования района поступают из региональной казны в виде субвенции, то с 2015 года расходы на оплату труда технического персонала, бухгалтеров и экономистов лягут на местные бюджеты. А мы уже на данный момент содержим централизованную бухгалтерию за счет собственных средств, значит, расходы района не возрастут. Мы оказались готовы к предстоящим переменам, даже в какой-то степени их предвосхитили.

Впрочем, на достигнутом Иркутский район останавливаться не намерен. В планах – укрепить существующую централизованную бухгалтерию или же создать вторую, которая бы обеспечила бухгалтерский учет во всех остальных районных учреждениях.

Без сомнения, столь позитивный опыт необходимо проанализировать, обобщить и сделать достоянием других территорий Приангарья. Естественно, учитывая особенности каждой из них. А самые экономные и эффективные муниципалитеты должны поощряться областными властями, например, с помощью специальных финансовых стимулов.

– Таким стимулом может стать, например, применение нормативов численности при выделении субвенций местным бюджетам, – считает Игорь Жук. – Оптимизируя расходы, территории смогут направлять освободившиеся средства на повышение зарплат учителям, ремонт школ и на прочие нужды. Не исключено, что в таком случае бюджетная экономия войдет в моду и станет своего рода трендом в муниципальном сообществе.

Автор: Ирина Полонская